Американцы шутят, что есть 10 правил, как овладеть искусством вождения. Семь первых из них – это способность управлять своим вниманием. А остальные три — это умение чувствовать свою машину; это понимание того, что такое сцепление шин; это умение ездить в ритме потока. 

Чтобы чувствовать машину, нужно уметь улавливать самые незначительные ее ответные реакции на действия водителя. Например, одна и та же машина будет обладать разной управляемостью в зависимости от того, едет она пустой или полностью загруженной. 

Чувствовать автомобиль — значит правильно выбрать скорость на определенной дистанции. Это знание и понимание того, где возможно ехать на большой скорости, а где нужно сбавить темп, так как это уже опасно. Вот мастерство разумного автомобилиста. Иногда сбавить нужно совсем чуть-чуть, хотя бы для достижения оптимального расстояния между своей и впереди едущей машиной. 

Безопасное вождение

Прогнозирование аварийных ситуаций. Вы сели за руль, значит, будьте готовы к любым неожиданностям: машина впереди может внезапно затормозить, рядом едущий автомобиль может повернуть без указания поворота. 
Излишняя осторожность новичков на дороге – тоже частая причина столкновений, ведь ездить нужно в ритме потока. 

Будьте решительны в своих действиях. Если кого-то пропускаете, остановитесь! Если не хотите этого делать, не тормозите, уверенно жмите на газ. Рядом едущий водитель увидит вашу решимость, и сам вас пропустит. Негласное правило всех больших городов гласит: уверен – газуй, не знаешь, что делать – притормози. 

Чувство сцепления шин

Только испробовав разную скорость, на разном покрытии и в разных погодных условиях, можно понять, что представляет собой занос и снос на площадке. Только так скольжение не застанет вас врасплох. 

Чувство скорости 

Начинающие автомобилисты стремятся ездить осторожно и медленно. Если ползать по дороге вам уже надоело, езжайте в воскресное утро на скоростную трассу. Рядом с собой посадите водителя со стажем в качестве помощника. С ним вам будет спокойнее (водителя с неуравновешенным характером лучше не берите). Итак, осторожно наберите максимально возможную скорость. Что заметили? Смотреть на дорогу теперь приходится гораздо дальше, при этом в обзоре нужно контролировать и обочины. Тормозить, в случае необходимости, надо тоже намного раньше. Можно довольно быстро привыкнуть к большой скорости. Но имейте в виду, что если резко сбросить скорость, возникает иллюзия, что машина как бы стоит на месте. Этот самообман настолько кажется достоверным, что, кажется, открой дверь – и выходи. 

Чтобы удостовериться в этом, попробуйте развить скорость 100 км/ч (новичку положено максимум 70 км/ч), и резко сбросьте ее до 40 км/ч. Повторите такой маневр несколько раз, пользуйтесь ремнями безопасности. Если вам нужно сделать поворот, вы должны понять, до какой скорости нужно замедлиться. 60 км/ч – это много для маневра. Это же упражнение поможет вам уловить ритм потока. 

Чтобы развить чувство скорости, попробуйте выполнить объезд препятствия на скользкой дороге. Возможно, вы легко справляетесь с заданием на скорости 50 км/ч. При увеличении скорости до 55 км/ч у вас могут появиться трудности, а скорость 57 км/ч сделает ваш автомобиль неуправляемым. Этот пример показывает, что даже незначительное повышение скорости делает машину небезопасной. Для более конкретных условий можно научиться определять оптимальную скорость.

Что еще почитать?