Для обеспечения правильной работы и эффективности двигателя важна правильная работа свечей зажигания. Свечи должны соответствовать двигателю. При использовании надлежащих свечей и поддержании двигателя в хорошем состоянии свечи не требуют дополнительного внимания между плановыми интервалами замены. Очистка свечей зажигания требуется крайне редко, и при отсутствии специализированного инструмента за нее лучше не браться, так как можно легко повредить электроды.

Замена свечей зажигания на примере автомобиля Фольксваген Пассат B5.

Сначала снимите верхнюю крышку двигателя. На двигателях AWT и ALT снимите катушки зажигания. Если маркировка на проводах высокого напряжения установленных при сборке автомобиля, не читается, отметьте провода цифрами от 1 до 4 в соответствии с тем, к какому цилиндру идет провод [цилиндр № 1 — ближний к ремню газораспределительного механизма]. Возьмитесь за наконечник провода и отсоедините каждый провод от соответствующей свечи. Тяните за наконечник, а не за провод, чтобы не повредить последний.

Инструменты, которые пригодятся вам при замене свечей зажигания:

  • Свечной ключ или свечная головка
  • Динамометрический ключ
  • Удлинитель или кусок обычного резинового шланга
  • Щуп (инструмент для измерения межэлектродных зазоров)

Перед снятием свечей во избежание проникновения грязи в цилиндры рекомендуется удалить грязь из выемок для свечей зажигания.  Для этого воспользуйтесь чистой щеткой, пылесосом или сжатым воздухом.

Строение свечи зажигания

Строение свечи зажигания

Выверните свечи из головки цилиндров. Используя соответствующий свечной ключ, подходящий торцевой гаечный ключ или длинную торцевую головку с удлинителем. Держите торцевую головку соосно со свечой — если ее сместить вбок, можно сломать керамический изолятор После снятия каждой свечи осмотрите ее следующим образом.

  • Если выступающая часть изолятора свечи чистая и белого цвета, на ней нет отложений, это характерно для бедной смеси или указывает на перегрев свечи [горячая свеча зажигания отводит ТЕПЛО от электродов медленно, холодная свеча отводит тепло быстро]. Если электрод и выступающая часть изолятора покрыты твердыми черными отложениями, это говорит об очень богатой смеси. Если свеча черная и замасленная, вероятно, сильно изношен двигатель или смесь слишком обогащена.
  • Если выступающая часть изолятора покрыта желтовато-коричневыми или серовато-коричневыми отложениями, смесь правильная, и вполне вероятно, что двигатель находится в хорошем состоянии.

Межэлектродный зазор имеет большое значение. Если зазор слишком велик или слишком мал, длина искры и ее эффективность будут серьезно ухудшены. При использовании свечей зажигания с несколькими электродами все межэлектродные зазоры выставлены заранее. Не делайте никаких попыток регулировки зазоров. В случае стандартных свечей следует выставить зазор в соответствии со значением, заданным изготовителем.

Регулировка межэлектродного зазора

Регулировка межэлектродного зазора

Чтобы отрегулировать зазор, измерьте его с помощью плоского «веерного» щупа или круглого щупа и осторожно подогните или отогните боковой электрод, обеспечив правильный зазор. Никогда не трогайте центральный электрод, так как можно расколоть изолятор, а это приведет к неисправности свечи или чему-то еще более неприятному. При использовании плоского щупа зазор будет правильным, если щуп соответствующей толщины входит в него по плотной посадке.

Специальные инструменты для регулировки межэлектродного зазора можно приобрести в большинстве магазинов, торгующих запасными частями для двигателей, или у некоторых изготовителей свечей зажигания.

Перед установкой свечей проверьте затяжку соединительных резьбовых втулок и чистоту наружной поверхности и резьбы свечей. Часто бывает очень трудно ввернуть новые свечи без перекоса. В этом вам может помочь кусок резинового шланга.

Очень часто трудно ввернуть свечи зажигания, не вызывая их перекоса в резьбовых отверстиях. Во избежание этого насадите на конец свечи короткий кусок резинового шланга. Шланг будет работать как своего рода карданный шарнир, помогающий совместить свечу с соответствующим отверстием. Если свеча пошла не по резьбе, шланг будет проскальзывать на ней, предотвращая повреждение резьбы в алюминиевой головке цилиндров.

Снимите резиновый шланг [если используется] и, используя торцевую головку для свечей зажигания и динамометрический ключ, затяните свечу предписанным усилием. Аналогично установите на место остальные свечи.

Если нет свечного ключа

Если нет свечного ключа можно воспользоваться куском резинового шланга

В правильном порядке подсоедините провода к свечам зажигания и при необходимости установите катушки зажигания.

Установите на место верхнюю крышку двигателя и на этом замена свечей зажигания закончена.

Что еще почитать?