При постоянной эксплуатации авто может выйти из строя сцепление. Внимательный владелец машины сразу насторожится при шумах и неполадках, затрудняющих управление автомобилем. Но если автовладелец не так заботлив, то сцепление может отказать в дороге. 

Частые причины неисправности сцепления: 

  • износ его; 
  • повреждение накладок диска ведомого, замасливание, деформация; 
  • поломка или износ диафрагменной или демпферной пружин, подшипника, маховика, диска нажимного; 
  • проблемы с вилкой выключения, ее заедание. 

Чаще всего сцепление отказывает из-за нарушения эксплуатационных правил. Например, когда при движении водитель авто не убирает ногу с педали сцепления. Часто неисправности бывают из-за плохого качества деталей. Главное заметить своевременно признаки неполадки: шумы, проблемы выключения/включения, рывки и вибрации.

Устранение неисправности сцепления

Если неисправность вызвана воздухом, попавшим в систему, надо его удалить. Часто неполадку вызывает ведомый диск, тогда надо его снять, проверить на повреждения. Если обнаружена утечка гидравлики системы сцепления, проверяйте трубопроводы, главный и рабочий цилиндры. 

Если сцепление до конца не включается, то причина может быть в недостаточном свободном ходе педали, нужна регулировка. При пробуксовках нужно смотреть: не произошло ли замасливания или, например, износа фрикционных накладок ведомого диска, поломки пружины. Если обнаружите это, то необходима промывка или замена сломавшихся деталей. 

Бывают поломки из-за подтекания тормозной жидкости из главного или рабочего цилиндра. Иногда и соединительные трубки дают утечку. Главное выявить места утечек, заменить все неисправности, а затем прокачать гидропривод, чтобы удалить воздух из него. 

Отказ сцепления

Отказ сцепления 

Если произошел полный отказ сцепления, то лучше обратиться к квалифицированной помощи. Надо осторожно и попеременно переключать передачи на пониженную с повышенной. Если отказ произошел при включенной передаче, чтобы его выключить надо сбросить педаль газа, затем перевести рычаг для передач в положение нейтральное. При западении рычага дайте немного газу, чтобы его освободить.

Чтобы самостоятельно доехать до помощи, нужно вначале заглушить мотор, включить первую передачу, а затем попробовать провернуть стартер и завести двигатель. Не пугайтесь рывков, это нормально. Двигатель надо прогреть, а то он заглохнет. Если дорога ровная, можно включить вторую передачу. Трогаться надо на первой передаче, а потом постепенно добавлять обороты. Переключаться со второй передачи на первую надо на низкой скорости. 

Еще один способ доехать до ближайшей техпомощи при отказе сцепления. При выключенном зажигании, включите первую передачу, убедитесь в отсутствии неполадок до старта авто. Надавите на педаль газа и поверните ключ зажигания. Машина дернется и начнет свое движение. Для переключения скорости наберите небольшой разгон и прижмите рычаг рукой так, словно собираетесь выключить передачу. Затем сбрасывайте газ и рычаг сам начнет принимать нейтральное положение. Затем поджимайте рычаг в сторону нужной передачи, и когда шестерни уравняются, он примет нужное положение. 

Для понижения передачи, при отсутствии сцепления, применяют принцип перегазовки. Сбосьте газ, рычаг выталкивайте в нейтральное положение, потом сделайте небольшую перегазову, поджимайте к нужному состоянию. Рычаг также примет правильную позицию при уравнивании шестерни. 

Будьте осторожны на дорогах!

Что еще почитать?